-->

четверг

Книга нашей Памяти

Наверно каждая советская семья принесла свою жертву Великой Отечественной войне, чтобы она закончилась победой. И я взяла на себя задачу восстановить небольшую главу истории нашей семьи. Писать рассказ о своём двоюродном дедушке я начинала с очень скудных семейных воспоминаний, прошедших через несколько поколений, и розыска архивных материалов в интернете. Пусть это будет Книга Памяти нашей семьи.


Я его никогда не видела и узнала о нём лишь в 1983 году. Фотография моего двоюродного дедушки увеличенная, по всей видимости, с какого-то документа, с белым уголком...  Я нашла её в старом истрёпанном конверте, со странной, на первый взгляд, печатью на украинском языке. С волнением углубилась в чтение документа – это было небольшое официальное письмо c вложенной фотографией.
В нём сообщалось, что высылается копия фотографии Чепик Е. Е. из музея села Высокополье Харьковской области Украинской ССР, где был захоронен в братской могиле брат моей бабушки (письмо было адресовано ей).
Я помню бабушку, сидящую на кровати и державшую слабыми руками  эту единственную фотографию своего брата...
Она не видела Ефима с тех военных лет, как забрали его на фронт. «Да-да, это он, мой братик, Ефимка-Ефимушка...». Слёзы радости и печали стекали по её щекам. «Он был помладше меня» – продолжала бабушка, – «всегда в детстве со мной бегал...». В тот год бабушка уже сильно болела, и на письмо так и не ответила. А через полгода её не стало... 

Год за годом пробежали незаметно, а письмо так и осталось без ответа, забылось, затерялось среди документов. Более 30 лет минуло с тех пор, но не могла я забыть ту фотографию, и мысли порой улетали туда, где похоронен мой предок... 

Ефим Евстафьевич Чепик был призван на фронт Славгородским РВК, воевал в Степном военном округе, в 441 стрелковом полку 116-й стрелковой Харьковской Краснознамённой ордена Кутузова дивизии. Званий больших не имел, был рядовым красноармейцем-миномётчиком. 
Фотография найденная в интернете, на ней я узнала своего дедушку. 
                                                                                                                                                                               
Бойцы Степного фронта участвовали в Курской битве, освобождали города Харьков и Белгород... Ожесточённые бои велись в августе 1943 года на Богодуховском направлении (Высокополье, Шаровка, Мерчик). 


Во время боевых действий украинское село Высокополье было на пути немецко-фашистских танковых дивизий СС — «Рейх», «Мёртвая голова», «Викинг». Высокополье – одна из самых высоких точек рельефа в Харьковской области. Украинское село было 755 дней в оккупации, и только 11 сентября 1943 года Высокополье было освобождено от немецко-фашистских войск бойцами Степного фронта под командованием маршала СССР Конева Ивана Степановича. 



15 сентября 1943 года красноармеец-миномётчик Ефим Евстафьевич Чепик был ранен в грудь и 17 сентября скончался от ран... 


Был рождён на украинской земле, и погиб, защищая украинскую землю... Всего несколько сотен километров не дошёл до своей малой родины – с. Гнездичное (в те времена Волынской губернии), где был рождён. А на Алтае он оказался вместе с родителями, братьями и сёстрами во времена Столыпинской реформы, куда они переселились в поисках лучшей доли. 



В переписке с жителями Высокополья я узнала, что они чтят и помнят всех погибших при освобождении села. Их имена и фотографии есть на стенде сельского музея.  В парке, перед братской могилой, установлен барельеф, и имена воинов-защитников высечены на мемориальной стене. В праздничный день 9 Мая проводится панихида по погибшим поимённо. 



Я безмерно благодарна жителям далекого украинского села – за их память и добрые сердца! Такой был путь моего славного деда, отдавшего свою жизнь, чтобы мы жили спокойно. И эта история нужна не только мне, она должна сохраниться для всех последующих поколений. Все потомки должны знать и помнить о своём предке, защищавшем свою Родину. Ничто не должно быть забыто! Ведь нам есть чем гордиться!

Комментариев нет:

Отправить комментарий