-->

среда

Бывший житель c. Бурла В. Филатов делится историческими данными о Бурле, услышанными от его отца Филатова В.И.

Мой отец был довольно пытливый человек, особенно в отношении истории. И было чутье у него на правду. Много разговаривал со своим тестем, моим дедом, жителем Новогригорьевки. Тот ему рассказывал о китайцах, строивших насыпь для дороги. Поражался их рвению к работе и выносливостью. Пророчески говорил : "Они еще себя покажут". 

Кроме деда отец выспрашивал других стариков, как родственников так и людей посторонних. Разговаривать с ними он умел, поскольку просто любил это делать. Я сам свидетель. Мог "достать" детали истории. Скажем, ни   о каком селе Бурла до 30-х г.г. сроду никто не говорил. А была станция Бурла. Да и в 30-е г.г. все поселения были сосредоточены вокруг колхозов (коллективные хозяйства). Это была государственная политика. Я недаром назвал цифру 56 колхозов к 1953 году. Была задача обрабатывать как можно больше земель и давать план по зерну и скоту.

                                                                     Станция Бурла

Что касается станции Бурла. Передаю слова отца со слов стариков : "В 20-м годе здесь было всего несколько домов".
     История с захоронением  на месте СЭС только подтверждает эти воспоминания. Никто бы из мифических селян не стал бы хоронить в черте села, тем более безвестных рабочих. Хоронили за насыпью дороги и в чистом поле, либо в ямах, где выбирали грунт для насыпи. Опять же не на станции, а за ее пределами. Это говорит о том, что границы станции были весьма ограниченными. Были вскрыты некие захоронения на территории нынешней гостиницы. Можно предположить, что это было первое кладбище станции Бурла.  Второе было уже дальше, вынесенное за границы разросшейся станции. И оно еще сохраняется возле пекарни.
     Станция росла по обе стороны от ж/дороги. Примерно в одинаковых размерах. Колхозы первоначально концентрировались вдоль современной Октябрьской. В конце ее была МТС. Кстати, фрагменты ее стен, построенные где-то в 1930-м валяются с 1970-х г.г. в разливе около деревянного моста.
     Есть еще одно ясное обстоятельство. С детства помню адрес моей Родины. На конвертах писали и по телефону повторяли как мантру - " СТАНЦИЯ  БУРЛА". Конечно сокращенно "ст. Бурла".
     Теперь включим воображение и представим как выглядела станция Бурла в 1916 году, когда она была построена и началось движение по ж/д. Для этого представим чистую степь на месте современного центра. В отдалении голубеет озеро. Дорога идет несколько извилисто по берегу р. Бурла (на месте будущей Комсомольской, ранее Промышленной). Дорога идет в деревню Гусиная Ляга. Если там была церковь, то это село, если не было - деревня. И далее на Песчаное.
     В начале 80-х, учась в университете в бывшей столице Томской губернии, куда входил Алтайский округ и "кабинетные земли" Двора Его Императорскаго Величества, я на кафедре истории СССР досоветского периода наткнулся на "Атлас азиатской России" 1914 г. выпуска и открыл карты нашего Алтайского округа. Речка была и есть, а вот из сел и деревень есть толькоУстьянка. На другой карте встретил Топольная и Новопесчаная. Нет и станции Бурла еще. Только пунктирная линия по месту прокладки дороги.
     Кстати, в интернете этот Атлас есть. Откройте точно по названию, что я привел и убедитесь.
     Статус "станции" в то время (1916 г) и даже позже был выше, чем "село". Станция имела все шансы на разностороннее развитие, как станции так и промышленности и с/х пр-ва. Ведь мало произвести тот же хлеб или скот, его нужно было обменять за деньги на другие товары быстро, по ж/д!
     Недаром еще до войны возникла улица Промышленная. Там построили первые промышленные учреждения. Возможно что-то планировали, но планы смешала война. Но был и хлебозавод и маслозавод и рыбцех. Была и новая МТС на месте нынешнего стадиона.


   Когда можно говорить о появлении СЕЛА БУРЛА?

Во-первых, до 1916 года категорически нельзя. Вся жизнь "теплилась" в нескольких домах  станции. Сколько их было - сказать теперь трудно.
Во-вторых,  село выросло из колхозов, а колхозы теснились вблизи станции. После появления особой территории Заготзерно сюда стали свозить зерно с окрестных деревень и колхозов, чтобы отправить по ж/д. Работники его и др. предприятий, как-то МТС и колхозники и составили костяк селян. Потом появились клуб и школа (где-то в 1930-31 г.г. ).
     Собственно с появлением сельсовета можно говорить о появлении села. Когда он появился?
Отец в своей книге написал о "Станционно-Бурлинском сельском Совете", но не обозначил точную дату. Где-то 20-е г.г. Думаю в архиве можно дату найти. Но что характерно. Вне станционного статуса никто не воспринимал Бурлу как село. В 1922 году появившаяся Бурлинская волость упраздняется и вместо нее появляется Новоалексеевский район. На территории его были села более крупные и давние.
                                                          
  О селах района
     
Когда появился г. Славгород как центр переселения в Кулундинской степи, то вся степь поделилась на участки. Кажется селение Славгородское (до 1910 г.) было "1-м".
Территории  нашего будущего района тоже были поделены  на участки, так  Красновка была под номером 1,Чернавка-2, Цветополь-3, Новый Раковец-4, Кохановка-5, (председателем колхоза в ней во время войны был мой дед Филатов И.И.), Людвище-6, Орехово-7, Гуляй Поле-8, Новогригорьевка-9 стояла на берегу Большого Топольного, Федоровка-10, Вишневка-11, Новоандреевка-12, Софиевка-13. 
Территория будущей станции (Бурла) входила в один из участков. Точнее, участки - это были деревни с определёнными наделами земли вокруг них. Бурла появилась только как станция в 1915 г. - дата основания. Т.е. до появления переселенческих участков здесь была голая степь.
                                                 Заключение
     
      Простите за выложенный об'ем. Меня не то, чтобы "распирало" от знания истории родного села, но просто по ходу дела пытался как то проанализировать новые для меня сведения о находках, почти археологических. И видя картину несколько неполной приходилось добавлять отдельные сведения, услышанные от отца и деда. Как видите, аргументов более чем достаточно, чтобы считать дату основания Бурлы - 1905 г., как ничем не обоснованную. А ведь история - вещь настолько сер'езная, что не дай Бог...

2 комментария:

  1. Перечитал то, что написано об истории Бурлы и района в др. статьях. Их источник - сведения из сети. Бросилось в глаза, что оказывается до 1908 года раон был практически незаселен . А как же старейшее село Устьянка ? Его возраст, если не ошибаюсь с 1867 года. Старо-Песчаный "хутор", как он значился в старых дореволюционных картах вблизи этого села.
    Так и не ясно: откуда сведения о казахском поселении на месте будущего села Бурла ?
    "Киргизские кочевники", - именно так называли в те времена "казахов" и др. тюркоязычные племена- не имели обыкновения "оседать" в степи. Жизнь киргизов тогда целиком зависела от наличия хороших пастбищ для единственного источника их богатства и просто достатка - скота и лошадей. Кулундинская степь ещё в 19 веке была зачислена в разряд " кабинетных земель". Т.е. являлась казёной собственностью. Кто-либо не имел права селиться на этих землях без особого указа. Только кочевые передвижения и отдельные селения. Царское правительство поощряло переселение крестьян для освоения новых земель, поскольку в Цетральной и Западной России издавна существовал дефицит плодородных земель, что приводило к голоду и неурожаям, а, равно, к социальному напряжению.

    ОтветитьУдалить
  2. На картах начала 20 века есть и с. Ново-Песчаное.
    В отчёте гидрографа и путешественника Танфильева , чьим именем назван остров в Тихом океане, побывавшего в наших краях в 1900-1901 годах, на берегах оз. Мал. Топольное в указанные годы уже была деревня Топольная.
    Также, ближайшая к будущей станции Бурла была деревня Гусиная Ляга.
    В сведениях о советском периоде вызывает вопрос о строительстве элеватора. Указанная дата - 1926 год относится скорее к строительству предприятия " Заготзерно", а не элеватора - довольно мощного, рассчитанного на приём огромного количества зерна, разделённого по сортам и видам,и построенного скорее всего в 1950-е г.г.

    ОтветитьУдалить