-->

воскресенье

История строительства ж/дороги через ст. Бурла. К 100-летию открытия

Вступление

Широка Кулундинская степь... Она занимает пространство в десятки тысяч квадратных километров. Обилие солнца летом, степные речки и большое число пресных, соленых озёр создают идеальные условия для выращивания зерновых и занятия скотоводством.
Степь да степь кругом...



В начале 20 века у жителей степных районов из-за избытка продовольствия возникла необходимость организации товарного обмена с районами Сибири и европейской частью России. Эта линия могла обеспечить вывоз с/хозяйственного сырья, в основном не находившей сбыта местной пшеницы. Предполагали отгрузку мяса, масла, соли, добывавшуюся в Бурлинском озере, рыбы - из озера Чаны. А сам переселенческий безлесный, степной район крайне нуждался в поставках древесины и изделий из неё. 
После строительства дороги ассортимент ввозимых товаров был широк: ввозили «решительно все, вплоть до оконных рам и лопат».

Начало строительства ж/дороги

Строительство дороги началось весной 1914 года. Технических сложностей для выполнения намеченной программы не предвиделось, кроме организации водоснабжения линии. По намеченному пути не требовалось возведения больших мостов. Деревянные мосты проектировались лишь через реки Карасук и Бурла. 
Остатки от свай первого деревянного ж/д моста через р. Бурла

Сооружение Кулундинской железной дороги, как и остальных частных железных дорог Сибири, пришлось на время первой мировой войны. Это наложило отпечаток на весь ход ведения строительных работ и начальный период эксплуатации. По Уставу общества железная дорога должна была принадлежать акционерам 81 год, по истечению этого времени ее должно было выкупить государство. Но вскоре, после Октябрьской революции, ее национализировали. 

Программа работ


Строительство ж/дороги через степь
Железную дорогу тянули по совершенно равнинной местности Барабинской и Кулундинской степей. Для организации строительства была намечена четкая программа ведения работ по двум участкам: Татарская-Купино и Купино-Бурла-Славгород. В 1914 году
Схема строительства ж/дороги Татарская-Славгород.
Карта 1914 года
предполагалось
выполнение всех земляных работ и устройство верхнего строения пути на участке Татарская-Купино. Затем, в 1915 году планировалось производство земляных работ и пропуск укладки до Славгорода. Одновременно велась подготовка и эксплуатация всей линии. В начале 1916 года намечался ввод в эксплуатацию всей дороги и устранение недоделок. В 1916 году была построена ветка от станции Татарская до переселенческого города Славгорода протяженностью 315 километров.

Кто строил ж/дорогу

На строительстве Кулундинской железной дороги в 1916 году трудились 2.020 рабочих-строителей, в числе которых были 722 «реквизированных инородцев», то есть мобилизованных из представителей народностей Сибири и Средней Азии, а также 1.207 человек рабочих-иностранцев из дальневосточных стран. На долю русских рабочих в 1916 году приходилось менее сотни человек, в основном женщин. А также близлежащие деревни и сёла обязаны были выделять «людей мужского пола с телегами и лошадьми для строительства чугунки». 

Сдача «чугунки» в эксплуатацию

Участок Купино–Бурла-Славгород спешно готовили к сдаче в эксплуатацию к августу 1916 году, чтобы уложиться в сроки, определенные Уставом общества. В результате первый поезд пришел в Славгород 12 августа 1916 года. Регулярное пассажирское движение по всей линии Татарская – Славгород началось с 10 (23) января 1917 года. Было объявлено о регулярном движении товарно-пассажирского поезда, который приходил в Карасук один раз в неделю. Поезд встречали жители окрестных сел, специально прибывшие посмотреть, как бегает «чугунка».
2014 год

По материалам открытых источников

2 комментария:

  1. Спасибо за подробную информацию. Очень интересно. Я ищу данные о дедушке - Орышак Якове Ивановиче, который работал обходчиком на жд от карасука до 19 казармы примерно 1918-1920г.г. Возможно вы располагаете какими-либо сведениями Если можно, сообщите. С уважением Валентина

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, к сожалению данными о вашем родственнике не располагаю, обратитесь в архивы г. Карасука. Возможно там помогут.Удачи!

      Удалить